суббота, 2 февраля 2013 г.

еврейский дом в купчино

Светина мама ЂЂЂ  Анастасия Никитична Сопина, урождённая Литвинцева, родилась 20 декабря 1923 году в казачьем селе Лончаково, Бикинского района Хабаровского края на реке Уссури на границе с Китаем. Её мать Татьяна ЂЂЂ  из донских казаков, перебравшихся на Дальний Восток. Отец ЂЂЂ Никита Литвинцев по своему происхождению из монголоидных народностей, то ли гольдов, то ли уйгуров, вместе с китайцами заселивших берега Амура. После покорения Ермаком и Хабаровым Сибири и Дальнего Востока местным жителям давали русские имена и фамилии (одно их значений слова "литвин" - чужак). На рубеже тридцатых годов раскулачивание коснулось и этих ЂЂЂ крепких и хозяйственных крестьян. Часть родни, видимо, ушла за границу в Китай, а их семью сослали на поселение в Восточную Сибирь. Светина мама сбежала к своей замужней старшей сестре Наташе Еча, жившей во Владивостоке, поменяв имя Надежда на Анастасию.  В дальнейшем семья Литвинцевых вернулась на Дальний Восток в Александровск, в 1937 году переименованный в Куйбышевск Восточный, а затем  ставший Белогорском. Семья Литвинцевых была не маленькая ЂЂЂ 12 детей родила донская казачка. Кроме уже упомянутых Наташи и Надежды-Анастасии, а также троих детей, умерших рано, были ещё: братья Анатолий, Петя и Кеша в Белогорске, Феня и Валя в Сочи, Аннушка и Зина в Хабаровске (Зина потом переехала в город Шевченко в Казахстан). К сожалению, сегодняшняя судьба этих людей и их семей нам не известна. Родители Светиной мамы продолжали жить в Белогорске. Мать ЂЂЂ Татьяна умерла примерно в 1960-м году в возрасте 72 лет, отец Никита успел ещё раз жениться и умер лет через десять.P.S. Благодаря этому сайту в

Отец Светланы ЂЂЂ Андрей Николаевич Сопин, родился 14 ноября 1918 года в селе Крутое Колпнянского уезда Орловской губернии в грозные годы гражданской войны. Его отец ЂЂЂ Сопин Николай Евстафьевич. из орловских земель, родился в 1884 году. Происхождение фамилии Сопин меня сразу заинтересовало, учитывая специфическую форму носа Андрея Николаевича (с горбинкой), которая передалась внуку Андрею. Интернетовские источники происхождения фамилий меня не удовлетворили. При подробном расспросе Андрей Николаевич вспомнил, что в селе большинство фамилий были Сопины, две фамилии Левины и одна ЂЂЂ Орловы. Фамилия крестьян Левиных (соседей отца) явно не укладывалась в орловское происхождение (вспомним, что предки моей бабушки тоже Левины, но из еврейского местечка). Далее: в Таганроге по словам Андрея Николаевича жили родственники с фамилией Юдины, крёстные Андрея Николаевича. Правда, это уже был муж сестры матери. Да и киевский родственник Борис Петрович Сопин (Светин троюродный брат ЂЂЂ ветвь от брата Николая ЂЂЂ Александра Евстафьевича) не укладывался в типовую славянскую внешность. По-видимому, это только предположение,  что более ранние предки Сопиных были евреями-выкрестами, переселившимися из Европы и принявших под давлением или добровольно православную веру. Подобных случаев в русской истории немало. К тому же я упоминал уже о евреях-кантонистах. Часть «выкрестов» изменила фамилии, а часть осталась при своих. В том числе и с формой носа. Но помните, как говорилось в анекдоте про русскую национальность в пятой графе: «Бить-то будут не по паспорту». А впрочем, как писал я в своей песне «Банкрот»: «Мы все родня в одной огромной колыбели...». Мать Андрея Николаевича ЂЂЂ Ефросинья Васильевна Сопина, урожденная Дружченко («щира украинка»), родилась в г.Белополье Сумской губернии в 1892 году. Именно к  родственникам её сестры Екатерины Васильевны Юдиной в Таганрог уехала родня Сопиных, спасаясь от раскулачивания. Семья Николая и Ефросиньи от того же раскулачивания сбежала в 1930 году на шахты Донбасса: пос. Центральное Имрино Кадиевского района Луганской области. Там Андрей Сопин закончил школу, поступил в училище, став элекротехником в 1936 году. Андрей Николаевич вспоминает время голодомора на Украине, когда люди падали и умирали прямо на улицах от голода. Тогда их отец Николай Сопин отвёз в Торгсин («торговля с иностранцами», где торговали за золото и валюту) золотые часы и купил мешок муки, который спас им жизнь. Уже тогда народ понимал цену правящему коммунистическому режиму и придумал свою расшифровку слова «торгсин»: товарищи, опомнитесь, Россия гибнет, Сталин издевается над людьми. В ноябре 1938 года Андрей Сопин был призван в ряды Красной Армии на Тихоокеанский флот во Владивосток, где позже стал морским офицером и прослужил 33 года по апрель 1971 года. В 1945 году участвовал в войне против империалистической Японии, в 1950 году военным советником принимал участие в военных действиях в Корее. После отставки капитан второго ранга Андрей Николаевич Сопин продолжал работать на кораблях и наземных службах флота, даже переехав в 1983 году в Севастополь, и вышел на пенсию в 80 лет. Когда же Светин отец, после смерти жены решил приехать из Севастополя отделившейся Украины в Петербург к своей дочери, то для получения российского гражданства ему, пожилому ветерану войны, пришлось пройти через массу трудностей. При том, что криминальная среда всё это  без проблем получала за деньги. Грустно, когда чиновники от власти безразличны к своим  бывшим подданым, волею судьбы оказавшимися в ближнем зарубежье при распаде империи.  В дополнение к родословной: у Андрея Николаевича была сестра Шура, которая умерла в начале войны в Донбассе, а младший брат Гриша погиб в Запорожье при прыжках в воду с вышки. Что касается родителей Светиного папы, то его отец умер во время войны в 1943(44?) году при невыясненных обстоятельствах, якобы от воспаления лёгких. Его мама дожила до 87 лет и умерла в Запорожье в 1979 году.

И всё же вначале попытаюсь изложить родословную своей жены ЂЂЂ Светланы Андреевны (урожд.Сопиной).

А далее был Питер, поездки в студенческое общежитие университета на Васильевский остров, где жила эта самая девушка ЂЂЂ Света Сопина. В комнате вместе с ней жила Лида Лыско из Владивостока и две польки: Гражина и Веслава. Потом была разлука на год, когда закончив в 1969 году университет, Света вернулась к себе домой во Владивосток. После недолгого эпистолярного романа и окончания института в 1970 году был дерзкий марш-бросок на Дальний Восток, откуда я «умыкнул» невесту и увёз в её на запад, в Восточную Пруссию по месту своей срочной воинской службы. Затем звучал свадебный марш товарища Мендельсона в Выборгском ЗАГСе Ленинграда 19 сентября 1970 года, получение свидетельства о браке и официальное начало нашей семьи. Многие детали из нашей жизни напечатаны в моих книгах, многое можно найти в закрытых источниках (дневниках и письмах). Но для общей биографии достаточно основных фактов. Возможно, что у Светы своя точка зрения на эти и дальнейшие события нашей жизни. Но общая канва, в принципе, остаётся неизменной. Вот этой канвы я и постараюсь придерживаться.

После смерти мамы у меня появилось ощущение пустоты, вакуума. С отцом отошения не складывались. Они, в общем-то, всегда были чуточку прохладными, а тут, в связи с появлением новой женщины в нашей квартире, совсем разладились. Основную часть времени продолжала занимать учёба в I ЛМИ. Моя личная жизнь тоже как-то не получалась. Я отправился летом 1967 года на студенческую целинную стройку в Казахстан, заработал денег, немного себя приодел, на зимних каникулах съездил в Горький к отцовской родне (тогда ещё были живы дедушка и тётя Лиза). После этого, будучи студентом,  я устроился на работу в реанимацию госпитальной хирургии на фельдшерскую ставку, летом поработал участковым врачом на практике в Бокситогорске Ленинградской области, и на заработанные деньги  отправился в начале августа 1968 года на море, в Крым, в Гурзуф. Ещё до того, как пойти на пляж, я занял очередь в кассу Аэрофлота за обратными билетами в Ленинград в связи с трудностями вылета в конце августа. За мной заняла очередь миловидная стройная девушка в жёлтом льняном платьице и широкополой соломенной шляпке. Этот поворот судьбы я, кажется описал в двух своих книгах. Жизнь свою мы проживаем один раз. Это не современная компьютерная игра, где можно вернуться назад и всё начать сначала. В жизни всё сразу пишется на чистовик. Поэтому историю нашей семьи я и начинаю с этой самой встречи в Гурзуфе.

Невский АнгелДима, Света и компания

Дмитрий Быковицкий - Дима, Света и компания

Комментариев нет:

Отправить комментарий